|
ПРОЗА
|
Ода Державина "Бог" в свете постмодернизма или постмодернизм
в свете оды Державина "Бог"
Век восемнадцатый вряд ли назовешь золотым... Тогда-то и появилась эта ода, выводящая человека из европейских потемок в российские сумерки, предрассветные, как тогда казалось.
|
|
Булгаков: конец истории и русский Фауст
Мастер покидает этот мир (как, впрочем, и Воланд со своей свитой), не в силах принять условий такой ситуации выбора, где даже черту приходится выбирать между адом своим и адом чужим.
|
|
Все дело в источнике света...
Иногда хочется, чтобы текст читался снизу вверх, чтобы глаза поднимались
к небу, чтобы текст уводил к небу и небо было бы его продолжением. Хорошо
и наоборот: чтобы воды были его продолжением.
|
|
"...То, что снаружи крест, то изнутри окно"
Как в классической, так в современной литературе мне близки традиции авангарда. Авангарда в широком смысле этого слова...
Авангард создает не просто эффект присутствия, а эффект соучастия даже в том времени, даже в той жизни, которые никоим образом не являются фактом твоей биографии.
|
|
Игра на понижение
Не андеграунд спас русскую культуру, она сама себя спасала, как
могла. Да и сейчас в общем-то в большей степени занята
самоспасением, чем свободным своим развитием.
|
|
Век не отпустил его.
Памяти поэта Бориса Капустина
Он мало публиковался. И, судя по всему, не очень-то и пытался... Кто слышал его, кроме узкого круга друзей? И для чего
говорил, если мало кто слышал? Тот случай, когда Бог, мирозданье
владели его речью. Так через тоненькую нить накаливания в лампе
проходит ток невиданной силы.
|
|
Беззащитное мужество Евгения Блажеевского
Сугубый реализм. Никакой литературщины. То есть минимум скрытых цитат, намеков на извечные темы. Открытое письмо. И вместе с тем изумительный по силе звук, безупречная композиция. Сурово по форме (никаких излишеств), а по духу проникновенно, пронзительно. Вот биография, не нуждающаяся в повествовании, она вся в стихах. Мужество беззащитности, намеренная, почти высокомерная незащищенность.
|
|
При жизни удостоенный ада (Одинокая битва за жизнь)
В своем творчестве Меламед стремился к классической ясности и строгости, понимая при этом, что обрести их в том виде, как они случились когда-то, невозможно, что они горизонт возможностей, не более – иначе неизбежна стилизация или хуже того – прямая пародия. Удивительным образом пространство прошлого у него оказывается насыщенным неисчезающей плотной реальностью. Для персонажей этого пространства он и сам из той же субстанции, что и они. Но откуда это узнается – ведь разговор ведется от первого лица?
|
|
«Эпоха кончилась. А утро не взошло»
Почва уходила из-под ног. Родной город отчуждался на глазах, он вытеснялся из самого себя, из своей истории. Особняки, высотки нелепой архитектуры какого-то колониального стиля надвигались как кошмарный морок, как дым без конца горящих горных лесов, которые нечем было тушить. Ну так что? Цветаева когда-то ведь тоже вернулась из эмиграции не в «свою» Москву. А надолго ли она пережила свое возвращение?
|
|
«Жизнь, завоеванная в драке…»
К концу жизни Борис Викторов был уже в такой силе, что никакие новомодные веяния, включая постмодернизм и что-либо около него, не производили на его творчество никакого влияния. Игнорирование понятия лирического героя становится актуальным неспроста. Всякая категория, вразумительная поначалу, начинает остывать, спекаться в некую массу, основным свойством которой становится самоповторение вплоть до пародирования, пересмешничества. И даже искренность превращается в обязательный атрибут, то есть вполне формальный. И тут искусство попросту исчезает.
|
|
|
|
|